Итальянский кулич-панеттоне
120 гр несоленого сливочного масла,
120 гр сахара,
25 г свежих дрожжей (или 10 гр сухих),
240 мл воды (или молока),
1 ч.л. соли (5мл),
2 яйца,
3 желтка,
720 гр муки,
120 гр сушеных ананасов (опционально),
2 ч.л. лимонной или апельсиновой цедры,
180 гр изюма,
90 гр кедровых орешков (опционально),
1 ч.л. анисовых зерен (опционально),
1 ванильный стручок или ванилин,
растительное масло.
Панеттоне — это традиционный миланский рождественский пирог из сладкого дрожжевого теста с добавлением цукатов, сухофруктов и орехов. Несмотря на то, что итальянцы пекут его в канун Рождества и Нового Года, этот пирог является прекрасным аналогом славянским пасхальным куличам из-за сильного сходства рецептов и внешнего вида.
В Италии у Панеттоне много различных историй происхождения, но единственный неизменный факт во всех этих историях является родина этого кекса — Милан.
Название «panettone» происходит от итальянского слова «panetto», что означает «маленький хлебный пирог«. Увеличительный итальянский суффик «-one» изменяет значение на «большой пирог».
Происхождение этого пирога относится ко времени Римской империи. Древние римляне подсластили обычный дрожжевой хлеб мёдом и добавили в него цукаты и сухофрукты. На протяжении веков этот «высокий дрожжевой фруткейк» эпизодически появляется в искусстве, например, в живописи XVI века Питера Брейгеля старшего. Также, панеттоне упоминается в книге знаменитого итальянского повара эпохи Возрождения Бартоломео Скаппи, личного повара римских пап и императоров времён правления Чарльза V.
Первую запись о Panettone можно найти в трудах итальянского философа 18-го века Пьетро Верри, который назвал пирог «Pane di Tono», что означает «роскошный пирог».
Этот рецепт из книги «On Cooking», стр. 1139. Я практически ничего не меняла в рецепте, разве что заменила воду на молоко, а лимонную цедру на апельсиновую; из сухофруктов у меня был только изюм, но в оригинале рецепта есть сушеные ананасы и кедровые орешки. Но вы можете добавлять в него всё что любите, например, курагу, инжир, апельсиновые цукаты, чернослив, любые орешки. Кедровые орехи нежные и сладкие, на мой взгляд, подойдут больше всего. Сверху можно присыпать сахарной пудрой или полить сахарной глазурью, как вам больше нравится. Очень важный момент: яйца обязательно должны быть комнатной температуры, а дрожжи свежие (и сухие и не сухие).
Ингредиенты:
1. В большой миске делаем опару: разводим в тёплом молоке или воде (примерно 40 градусов, не перегрейте — в горячей жидкости дрожжи погибнут) 1 ч.л. сахара и 25 гр свежих дрожжей или 10 гр сухих. Оставляем в сторону, даём им немного набухнуть.
2. Растапливаем сливочное масло и сахар в небольшой кастрюльке. Убираем в сторону, остывать.
3. Отделяем желтки от белков. Для теста нам надо 2 яйца + 3 желтка.
4. Натираем цедру. Нам надо, чтобы получилось 2 ч.л. цедры. В оригинале рецепта идёт лимонная цедра, ну а там как вам больше нравится. Мне нравится апельсиновый аромат, он более сладкий. А вот такие апельсины зелёного цвета продаются в Доминикане. По качеству ничем не отличаются от обычных апельсин, только цвет кожуры зелёный.
5. Смешиваем все сухофрукты, цедру, ванильные зерна (если используете), орешки с 1 ч.л. муки. Отставляем в сторону.
6. Добавляем в воду (или молоко) с дрожжами, которые уже слегна набухли, растопленное масло с сахаром. Хорошо вымешиваем.
7. Добавляем слегка взбитые яйца. Снова вымешиваем.
8. Просеиваем половину муки (360 гр) и соль.
9. Вымешиваем так, чтобы не осталось комочков.
10. Добавляем обвалянные в муке сухофрукты, цедру, ванильные зёрна и орешки. Смешиваем.
11. Добавляем оставшуюся муку небольшими порциями. Вымешиваем тесто примерно 7—10 минут, пока тесто не станет мягкое и эластичное, и перестанет прилипать к рукам. Тут надо смотреть, т.к. разная мука ведет себя по-разному, поэтому тесто может взять чуть больше муки. Чтобы тесто не липло к рукам, слегка смажьте руки растительным маслом. Кладём тесто в смазанную растительным маслом миску. Накрываем полотенцем и даем постоять в тёплом месте примерно 1,5—2 часа; нам надо, чтобы тесто увеличилось вдвое.
12. А пока тесто подходит, вырезаем из пекарской бумаги кружки для дна формочек и полоски для боков.
13. Формочки смазываем растительным маслом, кладем бумагу на дно и бока. Формочки объемом примерно 1 л.
14. Проверяем тесто. Оно должно подняться минимум в 2 раза.
15. Перекладывам тесто на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Делим на две равные части. Формируем гладкие шарики, накрываем полотенцем и даем отдохнуть им 5 минут.
16. Раскладываем шарики из теста по формочкам. Смазываем верх теста растительным маслом. Даём постоять еще 35—50 минут.
17. Тесто снова должно подняться вдвое, а то и втрое. У меня поднялось очень сильно, можно было смело брать три литровые формочки, так как в духовке тесто поднимется ещё сильнее. Или можно выпекать всё тесто в одной большой форме, например в 5ти литровой кастрюле, как я и сделаю в следующий раз.
18. Нагреваем духовку до 180 градусов. Выпекаем итальянские куличи 35—45 минут, пока верх хорошо не зарумянится. Достаем готовые куличи из духовки, готовность проверяем деревянной палочкой. Даём остыть им 5—10 минут. Затем достаем из формочек и даём полностью остыть, прежде чем нарезать. Эти куличи (да и все куличи) обычно вкуснее на следующий день после выпечки. Я оставила их в форме на всю ночь.
19. Всё! На следующее утро посыпаем кулич сахарной пудрой или поливаем сахарной глазурью, которую можно сделать из 100 гр сахарной пудры и 2—3 ст.л. лимонного сока. В общем, украшаем кулич на своё усмотрение.
20. А вот такой он в разрезе — идеальный! А как вкусно он пахнет! Ароматы апельсиновой цедры, ванильных зёрен и аппетитный запах дрожжевой выпечки стоят в доме целую ночь и весь день! Мякиш кулича получился нежный, мягкий, душистый, в меру сладкий. Представляю какой вкусный этот кулич, если добавить сушеные ананасы, цитрусовые цукаты и кедровые орешки, как в оригинале рецепта!
21. А вот и кролик! Пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы и США. Символ имеет языческие корни, восходя к праздникам, посвящённым плодородию и весне. По мнению Центра детской литературы и культуры Университета Флориды, происхождение пасхального кролика восходит к древнегерманским традициям. Тевтонское божество Эостра (Остара) было богиней весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Корни этой традиции, скорее всего, теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту.
22. Ну а это второй кулич! Он почему-то сильно, но очень ровно поднялся из формы, напоминая инстиктивно-бессознательное .
- sh5vp-video:
- sh5vp-youtube_video_id:
- sh5vp-vimeo_video_id:
- sh5vp-width: 640
- sh5vp-height: 480
- sh5vp-preload: yes
- sh5vp-autoplay: no
- sh5vp-loop: no